Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA, которое ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

2. Естественно-научная грамотность - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

3. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

4. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,

необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное
  • взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
  • способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.

Какие оценки качества функциональной грамотности проводят в школах

В российских школах проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Во время TIMSS проверят качество математического и естественно-научного образования. Ближайшее исследование пройдет в 2023 году. На PIRLS проанализируют качество чтения и понимания текста. В следующий раз его проведут в 2026 году. PISA проверяет все виды функциональной грамотности. Ближайшую оценку устроят в 2024 году. Оценка качества образования по модели PISA выявит качество математического и естественно-научного образования. Организуют ее в разных регионах раз в четыре года.

Банк заданий

Банк заданий по функциональной грамотности

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

https://sdo.edu.orb.ru/index.php

БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (инструкция)

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

Письмо Минпросвещения РФ от 17 сентября 2021 года N 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»  

Финансовая грамотность

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Правда, чуть менее веселыми и более опасными методами. Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить сына или дочь азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторскую степень в экономике, достаточно простыми словами и в интерактивной форме объяснять, показывать, увлекать.

Интерактивная форма – это когда ребенок в комфортных условиях обучения является самым активным участником процесса. Такое возможно, например, во время игры. Ребенку до 7 лет особенно важен игровой формат, в котором через призму эмоций и яркого опыта у него фиксируется ощущение денег и развивается умение ими управлять. Иными словами, благодаря правильному экономическому воспитанию вырастает финансово грамотный человек.

Финансовая грамотность, привитая чуть ли не с младенчества и до 7 лет, позволяет подростку, юному, потом зрелому человеку максимально включаться в жизнь, разносторонне взаимодействовать с обществом, чувствовать себя в экономической безопасности и уверенно смотреть в будущее.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть