Руководитель музея: Деревянко Мария Викторовна, учитель начальных классов
Школьный музей организован в 2003 году и находился в основном здании школы до 2008 года. В январе 2009 года школьный музей переведен в отдельное помещение из нескольких комнат на первом этаже здания школы общей площадью 41,1 кв. метров.
Для повышения эффективности работы, для популяризации деятельности, для дополнительного финансирования музея была спланирована и осуществлена руководителем музея Н.С. Яниной организационно – педагогическая деятельность по паспортизации школьного музея «Истоки». Комиссия Управления образования по изучению документации музея дала высокую оценку и рекомендовала отправить документы в областную комиссию. Областная комиссия, рассмотрев представленные документы, приняла решение о выдачи паспорта школьному музею «Истоки», о чем было сообщено на заключительном заседании районного МО руководителей школьного музея в мае 2009 года.
Для эффективной и планомерной работы школьного музея определены цели и задачи деятельности школьного музея.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи школьного музея: использование культурных ценностей Кемеровской области, Мариинского района, г. Мариинска для развития детей и подростков; содействие в организации и проведении воспитательно – образовательного процесса; охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города; экскурсионно – массовая работа с обучающимися; формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности. Спланированные цели и задачи в основном выполнены.
Определены функции музея и профиль музея.
Основными функциями музея являются: документирование объектов природы, истории и культуры родного края; документирование истории образовательного учреждения; осуществление в образовательном учреждении деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся музейными средствами; организация в образовательном учреждении культурно - просветительной методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления в образовательном учреждении.
Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Специфической особенностью школьного музея «Истоки», является краеведческий характер, т.к. изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Краеведение — наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Школьный музей реализует и исторический профиль, т.к изучает историю города, историю школы. Определили профиль музея как комплексно – краеведческий.
Воспитательная работа нашей школы всегда богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. В воспитательной системе работы школы существует ряд мероприятий, которые проводятся в музее или с использованием музейных материалов в школьных коридорах.
Далекие 30-е годы XX века. На месте пустыря на берегу реки Кия началось строительство спиртового завода, который необходим был для развития экономики всей страны. Постепенно возводились дома, одноэтажные бараки, здания для обслуживания строителей и их семей: баня, пекарня, больница, магазины, детский сад, школа.
Из воспоминаний ученицы нашей школы, а затем учителя заслуженного учителя РФ Левашовой Светланы Давыдовны:
«Суровое это было время, война.
В нашей школе размещался госпиталь, а занятия проходили в здании больницы (сейчас это жилой дом по улице Островского). Директором школы в этот период был Бирюков Афанасий Акимович. Трудно было учиться в те годы: холод, голод, совсем не было школьных принадлежностей.
Я хорошо это помню потому что моя мама Киреева Вера Ивановна работала в то время учителем начальных классов. Как сейчас вижу её за проверкой тетрадей, которые были самодельными, сшитыми из оберточной бумаги, из оберток от мыла, газет. Чернила – разведенная сажа, а красные чернила – сок свеклы. Но ребята старались учится. После уроков шли в госпиталь, помогали ухаживать за раненными, давали концерты. Успех они имели очень большой как среди бойцов, так и среди населения. Населению давали концерты за плату, на вырученные деньги собирали посылки на фронт, на подарки для раненных. Ученики заготавливали дрова, помогали колхозу в посадке и уборке урожая. А в учительской с тревогой обсуждали вести с фронта.
В начале 1944 года, когда в госпиталь уже не поступали раненные, мы возвратились в просторное здание своей школы. Как радовались ученики когда им выдали настоящие учебники и тетради!
Но учебников не хватало, и часто одной книгой пользовался весь класс. Постепенно страна преображалась восстанавливалось разрушено войной хозяйство. Жизнь налаживалась»
В 1955-1956гг. решается вопрос о строительстве нового здания школы, современной по тем временам. Строительство продолжалось долгих пять лет. 9 октября 1961 года открыла двери новая школа.